mnemtsev (mnemtsev) wrote,
mnemtsev
mnemtsev

Category:

О Новосибирской поэзии 2009-2014: "Сообщество Experiences"

Это заметка о новосибирской поэтической "новой волне", точнее  -о той её части, которую я лучше всего знаю и к которой сам себя отношу (но обо мне - в конце). Когда-то я замыслил "малую новосибирскую антологию" чтобы представить там эту поэзию, но как и большая часть всего мной замысляемого она не состоялась. Напишу просто заметки как свидетель и как соучастник.

...Я полагаю, что в 2010-1013 годах в Новосибирске сформировалось поэтическое сообщество, которое могло стать и частично стало местом появления новой современной российской поэзии. Условно я его называю "сообщество Experiences" по названию ключевого для всего этого сообщества фестиваля, хотя чтобы посмотреть, кто именно  к этому сообществу относится -надо изучать вконтактовский аккаунт "Негромко-Читать-и-вдумчиво-слушать". Насколько я могу судить, оно сформировалось благодаря тому что до этого нескольк лет после явного "затишья" рубежа 1990-2000х в Новосибирске начались сравнительно регулярные поэтические события - чтения, конкурсы, разнообразные поэтические тусовки (слэмы, кажется, тогда ещё не были тут распространены). Эта "волна нулевых" связана с активностью группы "Шорохо!". Был фесиваль"Поэмания". чтения стихов на улицах города и т.п., те события нуждаютс я в каком-то описании  пока совсем уже не стали историей...  но меня там не было.  Вот в довольно известной заметке описано, как это происходило уже "на излёте". Таким образом, "волна Экспириенса", о которой я говорю, появляется после кризиса "Шорохо!" в 2009-2010 годах. Сам я "начал входить"  в новосибирский литературный мир зимой 2009-2010 годов.
Сейчас на мой взгляд и эта "волна Экспириенса" спадает, о чём я говорил, на это есть разные причины, о них ниже. Таким образом, мы тут сейчас опять находимся в промежуточной ситуации, которая вообще-то очень характерна для новосибирской культуры: что-то как бы уже красиво началось, но всё не может развиться и продолжиться.
Что меня больше всего в этом смысле интересует и увлекает, это появление в том или ином месте, например в Новосибирске - стихов (текстов, вообще творческих работ) высокого качества. Попробую объясниться  "на пальцах". Конечно, низовой культурный творческий процесс происходит везде и всюду. Везде, во всех достаточно крупных населённых пунктах есть свои поэты (художники, танцоры, музыканты и т.д.), где-то действуют литературные клубы, выпускаются периодические издания. Чтобы там произошло что-то представляющее интерес за пределами этого места, нужно как правило три условия:
1) институция, где сравнительно регулярно и предсказуемо происходят литературные события - семинары, чтения, слэмы, что угодно... куда можно придти в первый раз или  -придти и встретиться. Такой институцией может быть и фестиваль, поэтому я и говорю о "поколении Экспириенс";
2) круг сообщников, точнее даже друзей, присутствие которых, елси угодно, создаёт плотность пространства и увеличивает "давление газа", т. е. энергетическую  напряженность места, но для этого нужна обращённость друг к другу; такая обращенность создаётся дружбой, так что в "провинции", т.е. в сравнительной дали от редакций, конкурсов, издательств и журналов, т.е. нет ресурсов для профессионалнього роста, достаточная плотность среды, влекущая делать стихи лучше и лучше, создаётся дружбой. То что я могу назвать своими друзьями лучших поэтов Новосибирска, я считаю большой удачей своей жизни (но не всех, и без панибратства, конечно). Это чувство, о котором Борис Гребенщиков сказал в интервью о В. Цое -"мы были как пилоты в соседних истребителях" критически важно чтобы кто-то творчески двигался (не говорю уж -"развивался").
3) литературные претензии, которые позволяют выйти за пределы а) типового ("по образцам") самовыражения - эмоции, любовь, ненависть к правителю, б) привычки к сочинению перформативных текстов, рассчитанных на быстрый успех при чтении со сцены  (вариация (а), но для этого нужна хотя бы сцена), в) следования школьным классикам, выученным наизусть  в нежном возрасте (Михаил Гронас объяснил, почему это "наизусть" столь важно) или многажды прослушанным и запомненным в наушниках.
Как происходит переход от этого сочинения стихов "вообще" к сочинению более качественных стихов (кто будет определять качество - в другой раз об этом) - это вообще сложный вопрос.  Там где есть избыток начинающих авторов -в столице, скажем, там просто происходит естественный отбор: кто-то оказывается  "лучше" остальных. В местах, "бедных" на литературные события, с бедной литературной средой, может оказаться что таких "лучше остальных" нет вообще. Тут двойственную роль играют разные "литературные студии" и семинары, каких в Новосибирске  несколько; наиболее известен и влиятелен семинар Прашкевича (см. "Белый мамонт"). С одной стороны, они становятся важным помогающим и поддерживающим сообществом доля тех кто только начинает.
С другой стороны, "групповая культура" таких семинаров -именно если живые и полнокровные - задаёт определённый способ письма и вИдение поэзии, закрепляет консервативную поэтику, учит просодии.  В культурной провинции России такие студии-семинары, возникнув благодаря усилиям одного или двух активистов, как правило, просодия она отстаёт от "современной поэзии", которую можно видеть в качественных литературных журналах  на несколько поколений. Почему так получается, что семинары формируют  очень консервативную среду, и делают тех кто их проходит, крайне вторичными авторами, я не могу сейчас сказать. Это общее суждение справедливо для семинара Геннадия Прашкевича (при всём уважении к нему), и боюсь что это же можно заранее сказать про начинающийся виртуальный семинар Юрия Татаренко (при всём уважении к нему). Впрочем, участники "сообщества Экспириенс" проходили и через семинар Прашкевича  -не могу судить, сколь многому и чему именно они там научились.
Так вот, "волна Экспириенса" оказалась сообществом друзей, не замкнувшимся на воспроизводство уже прочитанного и услышанного, а склонных упражняться в новой поэзии. Так что это сообщество - это единственное литературное сообщество Новосибирска, которое стало местом рождения качественной современной российской  поэзии.
Дополнительными важными факторами оказалось появление видеопоэзии как жанра; фактически благодаря Экспириенсу она стала в Новосибисрке не эпизодическим явлением, а одним из возможных направлений культурной практики; и чуть позже -появление усилиями Дмитрия Рябова драматургической лаборатории "Драм-сиб" и вообще "молодая драматургия".  Из "волны Экспириенса" в качестве драматурга вполне уже состоялась Кристина Кармалита, хорошо.
Что, на мой взгляд, отличает именно это сообщество от других "литературных сред" и тусовок Новосибирска?
Из всех новосибирских литературных сообществ только сообщество "волны Экспириенса" восстановило преемственность  с предшествующим поколением, т.е. нашло своё место в литературной истории города. Это же важно - не начинать на пустом месте. Тут конечно важнее всего - усилия Антона Метелькова как "менеджера культуры", благодаря ему это сообщество оказалось связано с поколением 1980-х ("Это поколение Бориса Гринберга, Андрея Жданова, Сергея Самойленко, Станислава Михайлова, Юлии Пивоваровой. На последнем же Experiences произошла встреча с еще более старшим поколением — за 60, самый известный представитель которого — Иван Овчинников" - из интервью Михаила Моисеева год назад). Вписывание себя в историю и происходит через "выбор" (почти что "назначение")  предшественников, и только это даёт культурный масштаб тому что делаешь здесь в этом месте (в времени "этогом еста"). Это "с кем ты?" в истории; а ещё ндао бы понимтаь с кем ты в своём реальном времени, т.е. с какими линиями разивтия литературы вступаешь во взаимодействие -или не вступаешь. Тут естественная провинциальная "всеядность" остаётся банальной неразборчивостью, так что надо как-то учиться разборчивости, конечно, лишь если есть стремление к дейстивтельному продуктивному взаимодействию (можно же "самовыражаться" и достигать признания окружающих без какой-либо позиции среди других).
В Новосибирске с его недолгой историей в принципе можно опираться на 1) революционно-поэтические традиции 1920-х. Екатерина Климакова это делает наиболее явным образом, используя опыт Павла Васильева и вообще демонстрируя подчёркнутое внимание к нему как культурному герою. "Левая" протестная поэзия  в Новосибирске могла бы появиться, здесь достаточно активистов и микросообществ такого рода,  но в общем-то этого не произошло.Думаю что известная Марина Вдовик этого пока сделать не смогла, а кто там ещё? - Но если бы это произошло, то "левые поэты Н-ска" могли бы в большей или меньшей мере стать продолжателями ранних лет "Сибирских огней", "Настоящего", ну, Бориса Богаткова...  Однако как ни удивительно, бурная история 1920-х Новосибирска меньше всего интерсует тех кого по идее она бы как раз могла бы интересовать больше всего. Но, впрочем, это ещё одно проявлением культурного невежества новосибирских "левых".
2) "Сибирский рок" (от Яны Дягилевой и Егора до Дмитрия Ревякина) - это тоже отдельная тема. Энергетический заряд этот тут висит конечно, до сих пор. Я также полагаю что в литературном смысле Егор Летов влияет на многих, но, впрочем, это "песенная поэзия", немного маргинальная -куда в какое лукошко её положить? В этмо смысле, тексты Александра Простого вроде бы вполне "постлетовские"  Однако по моему ощущению, на "волну Экспириенса" наибольшее влияние  оказал Леонид Фёдоров, а через него, конечно, Хармc, Введенский и вообще русский авангард (Антон Метельков ориентируется на "вторйо авангард" 1970-х вполне открыто проговаривая это) . В общем, чётких продолжателей среды "сибирского рока" здесь нет, хотя "сообщество Экспириенс" связано с ней через уважаемого ветерана Бориса Гринберга.
3) Неподцензурную поэзию 1970-1980-х. Это "сокурская школа","тетражизм" (вот здесь "тетаржистов" представляет Нина Садур). Её символом стал Анатолий Маковский, интерес к которому последовательно подогревал и подогревате как раз Метельков. И тут уже есть прямая преемственность - Самойленко, Пивоварова, Гринберг участвуют в поэтических чтениях, доступны для общения (кому оно нужно).
И вот,  это "поколение Экспириенс" себе нашло место в литературе Новосибирска.
Мне кажется, что самые  общие векторы литературного интереса, литературные ориентиры "волны Экспириенса" - это  русский авангард 1920-х ( как сказано, в рецепции и передаче ленинградских-петербургских рок-музыкантов и поэтов), это "второй авангард" 1970-х, и это современная поэзия, вплоть до верлибра, хотя это не "социальная" критическая поэзия (этой последней увлекался и успешно ей следовал Анатолй Каплан, но теперь он, уехав в Одессу, вышел их новосибирского контекста).
При этом в Новосибирске активно пишет Виктор Иванiв, но по моему субъективному ощущению, Виктор тут совершенно самостоятельная фигура и в сообщество  "поколения Экспириенса" я его не включаю. Виктор -типичный такой самородок; знатоков и ценителей его поэзии и прозы в Сантк-Петербурге и Москве на порядок больше чем в Новосибирске и так наверное и  будет всегда; он не новосибирского масштаба автор; и я думаю что из этой "неукоренённости Виктор извлекает важные и мощные обертона для своеего бесконечного трагическ ого эпоса.
Дальше, на мой взгляд, к настоящему моменту произошло явное рассеивание энергии. Поэтическое сообщество, возникнув, должно быть как-то поддержано "самим местом".  И вот в Новосибирске такой поддержки "поколение Экспириенс" не нашло, а самостоятельно создать для себя инфраструктуру не смогло ии ещё не успело.  Был прекрасный "самодельный" независимый сетевой альманах "Трамвай" - перестал существовать, как только редакторы устали. Окей, устали - ушли, но другого издания, а издания необходимы, не появилось. "Почему-то" оказалась нежизнеспособной виртуальная площадка Litground. В этих неуспешностях нет ничего обидного и необычного, просто -немного жаль, что... И жаль, что этотопыт неуспехов никем не обсуждён и не отрфлектирвоан, так что следующий сетевой альманах возможно загнётся примерно так же (кстати, был такой журнал "Замысел" - к его вообще помнит и что с ним стало?)
По-хорошему, роль фактора сгущения и интенсификации поэтической жизни мог бы выполнить журнал "Сибирские огни", но развитие новосибирской поэзии было последним номером в списке задач и целей издаваемого в Новосибирске толстого литературного журнала - говорю об этом с уверенностью, потому что беседовал об этом в редакции не раз. также за эти пять лет не пояивлос ни одного критика, который оформлял бы происходящий литературный процесс, а уж это-то совсем необходимо. Ну а это уже диагноз прежде всего Институту филологии СО РАН, затем пединституту с его литературоведами, специалистами по Пушкину и Мандельштаму... В целом, лит. сообщество о котормо я говорю, оказалось предоставлено само себе,  и получилось так как я писал выше.  Кто-то "пробивается", и у таких возникает соблазн уехать из Новосибисрка. На "предыдущей волне" это сделали Оксана Васякина и Татьяна Злыгостева, чуть позже - Анатолий Каплан. Теперь вот уезжаю (не знаю насколько) я, по причинам с литературой не связанным, но всё-таки...
Да, в воскресенье 18.01 у нас будет очередная литературно-художественная акция  - "Школа Цинизма " в новом лофте "Трава", см. объявление внизу поста. И то как происходит его подготовка (в закрытой контактовой группе, но это так. подробность) показывает,  что социальная сеть, способная делать "из ничего" интересные содержательные события, оформилась может мобилизовываться , кода нужно. Однако до сих пор это сообщество остаётся на уровне "квартирников" (то что будет 18 января - это "вынесенный" из частной квартиры квартирник), и это хорошо. Плохо то что в связи с общим консервативным поворотом в российской кульутре и в частности в городе Новосибирске такая поэзия, отступающая хотя бы на шаг от того что все читали в старших классах школы (Блок-Гумилёв-Цветаева-Полозкова), мало кем востребована. Поэзия востребована - но, понятно, другая, а именно - поэзия лирического самовыражения, которую и писать и воспринимать проще чем что либо ещё. Минимум формальных экспериментов, никакой политики (ибо "пропунизм"  безвкусен, а "антипутинизм" опасен, так что давайте уж без того и без другого, так сказать), любое сценическое и лексическое самовыражение (в некоторых случаях допустима даже не несущая большой смысловой нагрузки т.н. "нецензурная брань"), эрудитские цитаты и центоны для интеллектуальных разновидностей поэтического текста, можно белый стих но поменьше верлибра - вот примерно такова перспектива, и на этом фоне кажется то что пишут авторы "волны Экспириенса" оказывается маловостребовано.
Я весьма консервативно считаю что признаком "литературного качества" являются публикации вне круга "своих". Основываясь на этом формальном признаке, но  также опираясь на собственный вкус, я могу констатировать что до сих пор из тех, кто так или наче относится к "волне Экспириенса", за пределы сообщества вышли к концу 2014 года Татьяна Злыгостева, Анатолий Каплан, Кристина Кармалита, Иван Полторацкий, и я, Михаил Немцев. При этом нужно говориться что Иван Полторацкий сильно включен в другое литературное сообщество, в родную Алма-Ату. Там вышли две его поэтические книги, и вообще таректория Ивана весьма нетипична; он по-видимому единственный в нашем сообществе поэт -профессиональный стиховед, и для него это означает игру по другим правилам, конечно.
О себе. Моя "литературная траектория" для Новосибирска не типична и маргинальна. ЖЖ помнит, что я писал ещё 4 октября 2010 года "в смысле поэзии и вообще литературных занятий, я как автор полностью изолирован". Ну а потом я открыл для себя существоание уже довольно развитой литературной среды города и стал заниматься стихами всерьёз. Во-первых, я поздно начал - если в марте 2011 года Дмитрий Королёв писал о типичном молодом новосибирском авторе, что это "человек в возрасте от 23 до 29 лет, имеющий или получающий высшее образование и работающий", то я всерьёз стал писать стихи уже выйдя из этого возраста и углубившись в философию и историю, так что мои основные темы  и стиль были продуманы ещё до того - и эти темы уходят в сторону от "массового интереса" (хотя "по своему" писать я начал осенью 2013 года и точно помню когда и как я почувствовал, что вот теперь  пишут как нужно). Кроме того, живя в Академе и будучи вечерами занят то семейной жизнью, а то своими тренировками я не часто участвовал в событиях литературной дружбы, сохраняя связи во многом заочно. Так сложилось. Если помотреть фотоархивы "Негромко-читать-и...", то меня практически нет на фотографиях даже с тех мероприятий, на которых я был. С другой стороны, я очень включен в актуальный лиетратурный процесс и соотношу себя с ним. Тут важным для меня фактором оказалось знакомство с ребятами из сообщества журнала Транслит". Я много не знаю. но объективно уровень моей личной "внутренней"  включенности в российский лит. процесс на общем фоне нетипичен и довольно высок; думаю что похожим обарзом себя соотносят с российской литературой Иван Полторацкий (профессиональный стиховед)  и Антон Метельков  ...А всё-таки у меня сохраняется некоторое слабое чувство недооценённости. Новосибирск (в целом, с его академическими структурами, литературной и творческой средой в целом) фактически не может мне предложить полных возможностей творческой деятельности; а играть на более низких ставках я не хочу; и тогда, конечно, укрепляется вопрос "что делать". Каждый его решает сам для себя, а лучше было бы если бы место не вынуждало искать ответ на такой мучительный вопрос. Скажем, в литературном смысле я не жду от Москвы, куда еду, чего-то хорошего. Но впрочем это уже не важно для темы.
Думаю, перспектвиы этого сообщества -именно сообщества - как творческой среды связаны с 1) тем, появится ли совй журнал или альманах, пусть полностью сетевой, но живой и с чёткой позицией, 2) появятся ли в Новосибирске свои литературный журналист и литературный критик. Но это я уже пару лет говорю и говорю. Роль "менеджера культуры" на себя взял Антон Метельков, и думаю что у него много что получится.
Я тут не пишу про отношения новосибирского сообщества с литературными сообществами соседних городов, и в общем-то, здесь эти заметки закончены.

Кто входит в "волну Экспириенса"? См. эту карту трёхлетней уже. что ли, давности. На мой пристрастный и неполный  взгляд,

* Кристина Кармалита,
* Дмитрий Северов,
* Екатерина Климакова,
* Виталий Красный,
* Олег Копылов,
* Дмитрий Королев,
* Иван Полторацкий,
* Антон Метельков,
* Светлана Копылова,
* Михаил Немцев,
* Татьяна Злыгостева,
* Михаил Моисеев
* Дмитрий Рябов

* Юлия Исакова
* Александр Простой
* Яков Семочкин
* Сергей ДЖИММ
* Олег Полежаев
* Анатолий Квашин
* Андрей Жданов
* Марина Вдовик
* Дмитрий Григорьев

Отдельные фигуры:
* Виктор Иванiв (ибо живой классик)
* Борис Гринберг (ибо Патриарх и живой классик)
* Юлия Баталёва (создатель Театра звука "Открытие порта" с Иваном Полторацким, чрезвычайно самостоятельна)
* Оксана Васякина (уехала из города до описываемых событий)
* Анатолий Каплан (уехал с концами?)
* Екатерина Тупицына (" вот та молодая шпана что сотрёт нас с лица земли-и-и")
* Андрей Бессонов (рокеры - в соседней директории)
* Блэк (нет у меня мнения про его творчество)
* Вячеслав Ковалевич (фотограф вообще ключевая фигура фестиваля "Экспириенс" и всего сообщества)
* Ирина Кузнецова aka Дмитрий Федорович (художник и эстетический мыслитель, ключевая фигура фестиваля "Экспириенс" и всего сообщества)

Наверняка кого-то не упомянул.


А вот зарисовки из жизни поэтов
x_847e6a06
Андрей Жданов, Виталий Красный, Михаил Моисеев. Фотография не помню чья.

x_7c85f8c7
Борис Гринберг, Дмитрий Королев, Антон Метельков в лаундже магазина "Плиний Старший" слушают стихи, фото не знаю чьё


DSCN4873
 Кристина Кармалита и Станислав Михайлов, август 2013. Фотография моя

Джим и Даос делают мой сборник в поезде 18-02-12
Сергей ДЖИММ и Олег Полежаев aka Даос собирают изданный ими собственноручно сборник стихов  в поезед по пути в Красноярск на поэтичскую вечеринку18 февраля 2012 года. Фотография моя.

Юля-двое
"Двое". Работа Юли Баталёвой.



Школа цинизма
Tags: "Трамвай", Новосибирск, итоги, картинка, мои литературные критические тексты, повседневное, современный литературный процесс, текст
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments