mnemtsev (mnemtsev) wrote,
mnemtsev
mnemtsev

  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Город в котором "можно" -но лучше не надо

Вот такая история.
Сложный выбор для всех, но я согласен скорее с аргументом Ирины Кузнецовой, чем с доводом Димы Королёва brutal_kolobok, кто ещё не в курсе). Нужно играть на своих условиях, но там где можно играть на своих условиях (по своим правилам) - почему бы этого не делать. Да, и в "Новом мире" надо было бы публиковаться в такое-то время. Хотя может быть, если бы в ближнем окружении были люди, которых унизительно "оттёрли"...
Организаторы таких площадок осознают что площадка может быть закрыта в любой момент и под любым предлогом. Легко догадаться, что они сопоставляют "риск" от демонстрации таких роликов, удовольствие от собственной культурной продвинутости и стыд просить авторов ролика заменить или убрать  "неправильное слово" - и в этом сопоставлении нет ничего забавного. И решают что лучше перебдеть чем недобдеть... И по-человечески их можно понять. Неохота терять такую сложную рабту из-за каких-то как бы мелочей, да и страшно... Ну а в перспективе такая самоцензура превращается в жёсткий формат, в котором некоторые жанры искусства возможны только как имитации.
Поучительно заметить, что в списке участников, где теперь нет Кузнецовой и Королёва, есть Кармалита и Метельков -
8.
Устный журнал «Сибирский кортасар». Выпуск 1
стихи:  Анатолий Маковский
видео: Антон Метельков, Кристина Кармалита
г. Новосибирск

Тут символично всё. И то что "Сибирский кортасар" будет представлять стихи Маковского. Тридцать пять, скажем, лет назад, будь тогда государственные мероприятия в публичном месте  - ни о каких стихах Маковского там не могло бы быть никакой речи. Но Маковский давно умер,  а нонконформизм 1970-х давно уже стал экспонатом музея литературы. Теперь можно.
И ещё то, что вот так и намечается уже разделение в маленьком мире новосибирской поэзии. С одной стороны - "допущенные" Кристина (karmalitak) и  Антон ( metelkov). С другой тороны - "не допущенные" Дима и Ира. У одних - чистая лирика, классические (в широком смысле слова) формы, никакой политики; у других - нечто более-менее авангардное, левая политика. Никаких личных конфликтов, играют роль чисто эстетические предпочтения ( - они в перспективе, конечно, и этико-политические предпочтения) -  но так и расходятся "творческие пути"... Потом можно наблюдать, что через сколько-то лет человек с одной стороны получает, ну, губернаторскую а то и президентскую награду, а другой человек уезжает из города.
И Кузнецова, и Дмитрий К., и Кристина, и Антон - это лучшие в новосибирской литературе сейчас (условно говоря, в "молодой" литературе - у нас тут разрыв в поколение); так что я ни в коем случае не имею в виду какой-либо критики. Кому какой путь ближе, тот по тому и идёт.  Но есть структуры и силы, которые над нами. И вот  -иллюстрация их незаметной но жёсткой работы по сегрегации поэтов/видеохудожников/etc. на подходящих и не походящих.

*****
Оригинал взят у ping_df в Город в котором можно
Конкурс видеопоэзии "Город, в котором можно!", который пройдет в Красноярске в рамках КРЯККа, выложил список участников. Мы с Димой Королёвым были вынуждены отозвать свою заявку, вот в связи с чем.

Поскольку тема была заявлена как "Город, в котором можно!", мы подали видео "Встреча с незримым" - ready-written поэму, собранную из вывесок, надписей и прочих текстов славного города Новосибирска. Она была создана в рамках Стихокросса в 2013, наверное, кто-то ее даже помнит. На первой минуте там есть момент, где  Дима находит надпись "хуйня" на стене дома и далее:

Канон  - хуйня,
Идеал - хуйня,
Любовь, служение - хуйня,
Жизнь - долгая спокойная река
Хуйня!
Вывод из жилого фонда
- запросто.

Организаторы конкурса сообщили нам, что в общественном месте нельзя "хуйни" по закону и за это будут штрафовать. Попросили замазать.

В принципе, это было ожидаемо. С другой стороны, само видео таково, что нельзя замазать хуйню и оставить все остальное, это как если бы сказать:  да, самая большая проблема сегодняшней России - это чрезмерное употребление мата, все остальное прекрасно и благообразно.

Нам пришлось неприятно выворачиваться из этой ситуации. Мы сделали так:

video1
video2
video3

Цензурированное видео.

Нам пришел следующий ответ:

video4
Приводимые там законы - об оскорблении представителя власти и непринятии мер о предотвращении публичной демонстрации произведения, оскорбляющего представителя власти.

У нас с Димой развернулось примерно следующее обсуждение. Дима стоял на том, чтобы не иметь дела c гос.мероприятиями и отозвать заявку ("Мы вас понимаем, удачи на государевых площадках, занимайтесь своими важными культурными делами без нас"), я говорила о том, что мы не должны предоставлять им самое простое и удобное решение, отзывая заявку ("Почему мы должны их избавлять от собственного этического выбора? Пусть они нас запрещают, а не мы сами уходим. Понятно, что все повязаны единой гребаной цепью, так пусть эта цепь всем доставляет неудобства."). В итоге Дима убедил меня аналогией с советскими журналами. Далее я привожу его текст:

"Я считаю (теперь с большей долей уверенности), что участвовать в таком мероприятии - это практически как напечататься в советском журнале.
Хорошие люди делают хорошие фестивали, но делают их в рамках "государственных мероприятий (ночь искусств)", поэтому вынуждены идти на компромиссы, на которые не обремененным этим авторам сложно идти.
И "Новый мир" при некоторых редакторах был хорошим журналом, который делали хорошие люди. Но в итоге многих хороших людей таки давили. Если они могли унести больше свободы, чем было дозволено в рамках существующего законодательства, то скоропостижно уносили ее с собой в могилу.
А рамки существующего законодательства довольно зыбкие. Сегодня они пришли за "хуем", "пиздой" и "ебаться", завтра уже за "говном" и "мудаками".
Так что лучше не вязнуть ни единым коготком."


В этой ситуации особенно цинично и лицемерно звучит заявленная тема КРЯККа - "Город, в котором можно". Не уверена, что в рамках ярмарки в принципе будут подниматься вопросы цензуры, хотя, как мне кажется, это основное, о чем следует говорить сейчас, если уж такая тема была заявлена - город давно не принадлежит его жителям, и у них нет никакой возможности вернуть его себе. Действие в городе возможно лишь через кооперацию с муниципальными структурами, которые, с одной стороны, ригидны и трусливы, с другой стороны, при всех потугах контролировать город, покорно уступают власть каким-то криминализированным элементам типа того же Лобова.

Я недавно постила ссылку на этот текст "Биеннале уличного искусства - "Пластмассовый мир победил", он здесь очень уместен. Среди прочего там есть такие мысли: в рамках официальной поддержки какого-либо фестиваля все протестное "должно быть переформатировано и кастрировано", пространство искусства заполняется "безопасными артефактами", "спускаемые сверху формы" дискредитируют и делают беспомощным искусство, идущее снизу, при их совместном экспонировании, все "политическое" вымарывается, общий тон таких мероприятий - обязательно оптимистичен. Можно говорить о социальном, о людях и "начни с себя: уберись в собственном дворе" - но высказывание не может быть политическим (а политическое - это то, что нацелено на изменение существующего порядка), позволено лишь то, что сохраняет status quo.

Поэтому официальная "концепция", заявленная на сайте КРЯККа:

И главное — как мы сами можем изменить мир, который нас окружает?

У французских ситуационистов был замечательный лозунг: «Выйдем на улицы, вернём себе город». Перефразируя его, сегодня организаторы КРЯКК могли бы сказать: «Выйдем на улицы, поймём свой город». А когда поймём и почувствуем причастность — увидим и ясный путь к городу, в котором МОЖНО жить так, как мы хотим.


звучит как самоуспокоение. Мне предлагается понять Новосибирск мракобесия и самоцензуры, где невозможна выставка "Родина", где требуют запрета Пикассо, где тему религии лучше вообще не поднимать, где запрещают концерты, где по звонку можно сорвать любое мероприятие и выгнать из любого помещения, где можно посадить за любое действие - как и везде в России. Давайте поймем Россию такой, какая она есть, и обсудим цвет мусорок у нас во дворе.

P.S.: С программой URBAN ART в рамках КРЯККа можно ознакомиться здесь. Про мусорки там, кстати есть.
Tags: бедная Россия, образчики дискурса, современная поэзия, современный литературный процесс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments