mnemtsev (mnemtsev) wrote,
mnemtsev
mnemtsev

  • Music:
Я думаю, что эта выкристаллизовавшаяся вдруг "вверху" идея создания нового всеобщего и универсального учебника истории для российских школ, продвигаемая президентом (он, должно быть, и утверждать его будет, и предисловие напишет?), вполне может реализоваться. Научное качество этого учебника будет, по всей вероятности,  вызывать у историков, да и вообще у людей умеющих читать, ярость (вот безумная цитата из вероятного прототипа). Но сам проект вполне осуществим. Именно проект учебника. И его введут сверху.
На фоне проектов уничтожения педагогических вузов, сокращения учителей и сокращения школьной программы до  уровня, не позволяющего выпускникам без дополнительных родительских вложений  поступать в ВУЗы, введение ещё одного учебника - это  ерунда. Всё равно выпускники школ чудовищно невежественны в области истории. Они же ко мне приходят, и я вижу что в основном выпускник школы не владеет историческим и географическим минимумом, позволяющим например обсуждать отличия эпохи средневековья от эпохи античности, или причины второй мировой войны. У подавляющего большинства нет историзма  в мышлении в принципе. Всё укатано ЕГЭ и низким уровнем преподавания, так что от ещё одного учебника особого вреда не будет, тем более что он, судя по прототипу, настолько методически слаб (авторы явно не работали со школьниками), что учить будут всё равно по той литературе, которую можно давать в руки школьникам с расчётом что они это прочитают.  
Естественно, "учебник без противоречий", к которому призывал г-н президент, невозможен. Это не молекулярная химия, тут писать "без противоречий" -это значит скрывать 2/3 фактов и вообще избегать постановки проблем. Но ведь это же возврат к досовременному, намеренно упрощённому мышлению, точно  - "к мифу", как и призывает сделать идеолог этого учебного преобразования. Я что-то не верю, что такой откат к советскому в средневременной перспективе может быть успешным. В мышлении надо быть современным, если хочешь быть жизнеспособным. Это значит  - мыслить сложно, ставить и решать максимально сложные проблемы (см. у Александра Неклессы про сверхсложность современности). А иначе - всё равно что убеждённо пользоваться луком и стрелами когда у соседей уже ружья и гранатомёты. 
Tags: academica, Россия - опыты её описания и объяснения, бедная Россия, политика памяти
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments