?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тезисы к моему выступлению на прошлой неделе в Санкт-Петербурге на семинаре "Предельные вопросы" в СПбГУ. (Название дикое, да - но оно таково по просьбе организаторов секции). В тексте использованы заметки, которые были в ЖЖ раньше. От этих тезисов - один шаг к утверждению эстетики как последней philosоphia prima. 


1. Хотелось бы обсудить возможность мыслить и представлять себе философию вне тех оппозиций, которые определяли её образ последние двести лет. Таковыми являются
1) оппозиции философии как практики ИЛИ философии как знания; первая с трудом определяет свою границу среди других повседневных практик (= «расплывается»), вторая тяготеет к науке и научной организации исследований с дисциплинарным разделением предметов и пр.; 2) Философия как свободное творчество ИЛИ философия «подшитая» (Л. Альтюссер) к науке, политике или религии; 3) философия профессиональная (с текстами, производимыми для узкого круга коллег) ИЛИ философия «массовая».
Можно также выделить другие оппозиции, в том числе противопоставление философии «всего» (задающей предельные вопросы) и философии предметной (решающей конкретные познавательные проблемы).
Важнейшим, на мой взгляд, является противопоставление профессиональной философии – и любой иной философии. Оно сформировалось в период, когда доступ к знанию (в форме каналов его трансляции, например, учительских традиций, и мест его развития, например, библиотек) был локализован в тех или иных социальных институтах (в самом широком смысле слова). В настоящее время такая локализация уже технически невозможна, и легитимация эксклюзивности любого эпистемологического института становится проблемой.
2. Идея институциональной философии в совершенном виде развита Д. Зильберманом (Zilberman 1986, 2003) в его философской утопии philosophia universalis, где преобразованные с помощью специального метода «модальной методологии» философские учения оказываются замкнуты, «зазеркалены» сами на себя, и философ – это абсолютно профессиональный создатель и пользователь философских идей и концептов, абсолютно искусственных (в его языке – «сюрреальных») и не применимые для решения каких-либо философских познавательных (идеологических, научных и пр.) проблем. Будем пользоваться этим представлением как «чистым типом» профессиональной философии, её идеальной моделью. Для такой философии «предельные вопросы» – это наилучший материал для формирования искусственных мыслимостей (так, вопрос о существовании «Я» приводит к созданию мыслимости «я» как философского объекта, существующего только в философской дискуссии и для её целей). Однако можно представить себе, что в будущем движение философии будет направлено в противоположную сторону от этой утопически-совершенной модели философского сообщества, так никогда и не достигнутой в рамках западной культуры. Это будет действительное развитие философии – такое, что и само слово «философия» уже, по-видимому, к нему не применимо.
3. Несколько антропологических допущений, из которых я предлагаю исходить в проекте «пост-институционалньой философии»
 а) Человеческий субъект проходит непрерывно через сменяющиеся состояния, в которых можно отслоить (согласно «традиционной «антропологии») состояния ума, эмоций (души), тела. Они сложно и мгновенно взаимодействуют между собой. Для их анализа существуют специальные разделы философии. Так, состояния ума от-мыслены в феноменологической философии, эмотивность от-мыслена в этике и литературной философии и т.д. Что же касается телесности, то, с одной стороны в обычной «институциональной философии» существует и "проблема телесности". Там тело является «ещё одним» возможным предметом осмысления и т.д. С другой стороны есть телесные практики, в которых накапливаются методы «телесного мышления», но они также остаются «институционально замкнуты», и при том не становятся проблемой философии (именно само существование таких техник и телесное становление, а не его феномены). б) Все эти три слоя «прошивает» динамичное самосознание. (Визуализировать это можно как движение «луча сознания» куда-то вглубь и вниз). Представляется, что ценность философии всегда определялась и тем, что она позволяла осуществлять такой «прострел», оформляя его результаты с помощью дискурса, предоставленного тем или иным социальным институтом (от религиозной общины до академического института). Важна сама возможность мгновенного (не в физическо-временном смысле) мысленного/рефлексивного «прострела» самого себя, и удостоверения этой внутренней связности в какой-нибудь приемлемой для членораздельного рассказа другим семантической форме.
в) Все такие формы в результате одного рефлексивного акта переводимы одна в другую. Слово переводимо в дыхание, эмоцию, те в движение, и наоборот. Мысль/представление – слово – эмоциональное состояние – телесное состояние (поза, движение, жест, напряжение, расслабление). Философия – это, на мой взгляд. прежде всего такая сквозная связка самосознания, потенциально осуществимая в каждый данный момент времени; и польза того, что называют «книжной философией», это содержание или материал, чтобы запустить такой «прострел» со стороны мысли и представлений (и найти в тралиции средства для символического выражения того, что уже есть).
4. Итак, постинституциональная философия – это мобилизация любых доступных культурных ресурсов (языков, знаний, техник) для интенсификации и связывания внутренних состояний. Тогда можно говорить, скажем, о гитарной технике того или иного исполнителя как о философии, хотя очевидно, что метода философского мышления блюзовой гитарной музыкой (пока ещё?) не существует. Достигаемые телесно-эмоциональные состояния с помощью того же связывания превращаются в мысль и должны быть переводимы обратно в телесные состояния. Тогда «ведущей философской дисциплиной» становится эстетика, определяемая как анализ чувственных состояний. Кети Чухров (2011) пишет о таком «исполнимом» остатке философии как о театре. Может быть, уместно обсуждать пост-институциональное будущее философии как её театризацию в широком смысле слова.
5. Самое главное теперь, если продолжать заниматься философией вне её институционального или анти-институционального представления   – это придумать, как можно превратить в телесные состояния «предельные вопросы» и их, если они есть (а как правило, они уже какие-то есть) решения. Это означает – как можно исполнить предельные вопросы в повседневности каждого данного философа.

Tags

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com